3-4 апреля состоялся первый экспертный семинар в Салехарде. И это важно, в ЯНАО мы провели уже два семинара: первый был обучающим, а нынешний – экспертным.

Ямало-Ненецкий автономный округ работает с нами с 2016 года, и первый обучающий семинар прошел в регионе еще в августе. Нынешний визит рассматривался нами как оказание помощи школьным и муниципальным командам в продвижении по пути реализации программы помощи школам и программ перехода в эффективный режим работы.

В феврале – марте 2017 г. в регионе проведено анкетирование всех школ по разработанной командой НИУ ВШЭ методике контекстуализации образовательных результатов. В результате оказалось, что некоторые школы, ранее рассматриваемые как школы с низкими результатами в сложных социальных условиях, улучшили свои результаты и выбыли из программы поддержки. Но в проекте появилось 15 новых школ.

На семинаре состоялся разговор заинтересованных школьных команд об актуальных проблемах: низкой вовлеченности в учебный процесс родителей, слабой мотивации педагогов к профессиональному развитию, инструментам эффективного преподавания и т. д. Используя коучинговый подход, удалось взглянуть на проблемы по-новому, расширить представления школьных команд о способах их решения, повысить осознанность в том, что делает школа. Словом, семинар состоялся, а управленческим командам школ еще предстоят индивидуальные онлайн консультации с командой НИУ ВШЭ.  

Впереди у нас семинары в Красноярске (17-19 апреля) и ТамбовеПриглашаем региональных координаторов приехать в ближайший регион, представить свой опыт, завести прямые контакты с коллегами! С нетерпением ждем в Красноярске координаторов Новосибирской и Томской областей, а также Алтайского края.

Программы семинаров опубликованы на сайте эффективная-школа.рф. Анонс семинара в Тамбове дадим совсем скоро.

7 апреля 2017 года в Ярославской области прошел вебинар на тему: "Деятельность школы в условиях поликультурной среды".

Свой опыт представил педагогический коллектив МОУ "Средняя школа №60" г. Ярославля. Школа имеет большой опыт работы с детьми-инофонами и с ОВЗ. Работу коллег отличает системность и научный подход. Педагогический коллектив уверен, что вовлечение детей указанных категорий в насыщенную школьную жизнь стирает границы и формирует у учащихся подлинную толерантность. Но нужны и особые меры. Например, не обойтись школе и без специально организованных занятий по русскому языку, как иностранному.

Все, кто не успел присоединиться к вебинару, смогут посмотреть его запись. Очень скоро она появится на нашем канале YouTube «эффективная школа».

Всем, кто еще не воспользовался возможностью бесплатно учиться коучингу, напоминаем, что продолжается онлайн обучение педагогов на курсе «Коучинговый подход для результативного образования». Второй вебинар прошел в пятницу 7 апреля.

Ведет курс Наталья Гульчевская, основатель портала КоучингвОбразовании.рф, Сертифицированный коуч ACC ICF (Международной Федерации Коучинга), бизнес-тренер, кандидат психологических наук.

На втором вебинаре были рассмотрены 11 компетенций коучей (есть такая профессия) и возможность их применения в профессиональной деятельности учителя. Так, например, и коучам, и учителям важно отказаться от директивности и закрытых вопросов (ответ на которые можно дать словами «да» и «нет») в пользу безоценочности и вопросов открытых (Почему это важно для тебя? Как ты видишь себя в будущем? Как ты хотел бы выполнять это задание?).

Следующее занятие — 14 апреля 2017 г. в 17-00 по московскому времени будет посвящено инструментам коучинга, эффективным в достижении метапредметных и личностных результатов ФГОС.

После окончания курсов вы можете получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца, которое будет выслано по почте, онлайн-школы «Фоксфорд» (часть ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп»), которая имеет лицензию № 037356, выданную 6 апреля 2016 г. Департаментом образования г. Москвы.

Информация о курсе здесь.

Вебинары бесплатно проводятся на образовательной платформе Фоксфорд.

А вот информация о ближайших вебинарах для родителей:

13 апреля в 19:00 по московскому времени — «Как помочь ребенку стать успешным. Инструменты самокоучинга» Ведущая — Н.Гульчевская. Ссылка для регистрации здесь.

18 апреля в 19:00 по московскому времени — «7 шагов в развитии способностей вашего ребенка» Ведущая — Наталья Суслова. Ссылка для регистрации здесь.

Продолжается онлайн конференция «Управленческая весна — 2017».

6 апреля с 11.30 до 12.30 вебинар «Билет на ковчег или что позволяет школе успешно работать с "неблагополучными" детьми» провела Пинская Марина Александровна, ведущий научный сотрудник центра Социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ, Москва. Запись вебинара Марины Александровны вы найдете на странице конференции.

11 апреля с 11.30 до 12.00 вебинар на тему: «Повышение квалификации педагогов внутри образовательной организации через взаимодействие в командах обучающихся учителей» ведет Жданкина Елена Михайловна, финалист конкурса «Директор школы», директор МБОУ «Любучанская СОШ», п. Любучаны Чеховского района, Московская область.

11 апреля с 15.00 до 16.00 состоится вебинар: «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов?». В вебинаре рекомендовано принять участие тем, кто осваивает кураторскую методику на онлайн курсе К. М. Ушакова, работает в качестве куратора или планирует приступить к этой роли. Сначала К. Ушаков и Е. Куксо коротко введут кураторов в курс дела и ответят на вопросы о внедрении методики, затем Н. Гульчевская расскажет о том, как инструменты коучинга могут пригодиться куратору для построения развивающего взаимодействия.

Полная программа вебинаров и ссылки для регистрации здесь.

На YouTube канале «эффективная школа» размещена запись вебинара «Опыт применения коучинга педагогами Хабаровского края».

Коллеги рассказали, как они применяют коучинговые инструменты на уроках, в профориентационной деятельности и даже работе с молодыми педагогами. Вебинар прошел еще 24 марта, была небольшая задержка с получением его записи. Сейчас все проблемы решены, и вы можете ознакомиться с опытом коллег из самого восточного региона нашего проекта.

Запись вебинара здесь.

С 1 апреля начался прием заявок на «Конкурс инноваций в образовании» (КИвО), который проводится Институтом образования ВШЭ совместно с «Рыбаков Фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив.

Конкурс инноваций в образовании был придуман в Высшей школе экономики 4 года назад. Его основная задача — найти перспективные проекты в сфере образования, придуманные индивидуальными разработчиками или командами от 2 до 6 человек, выявить лучшие и дать им путевку в жизнь. Как правило, проекты, которые подают на конкурс, еще не «раскручены», но команда должна показать, что у нее есть нечто большее, чем абстрактная идея.

На заочном туре выбирают полуфиналистов, после чего их приглашают в Вышку на летнюю школу — так называемый акселератор, где они в течение нескольких дней представляют свои проекты экспертам от образования и бизнеса.
Отличие КИвО от множества конкурсов в образовании — детальная оценка проектов и рекомендации по их дальнейшему развитию. Задача жюри — не просто выявить лучших, но и помочь им доработать проекты, чтобы представить их потенциальным партнерам и инвесторам.

Заявку можно подать здесь.

Кстати, приглашаем почитать интервью одного из победителей конкурса прошлого года Максатбека Абдуназар уулу «Адаптация ребенка в чужой стране — это работа и родителей тоже».

Максатбек – основатель проекта «Билим» по подготовке к школе детей из семей мигрантов. В интервью он рассказывает, как живет и работает негосударственная школа Билим без всякой поддержки со стороны системы образования. Статья здесь.

Программа «Учитель для России» открывает набор участников в школы Москвы, а также Московской, Воронежской, Калужской и Тамбовской областей.

Коллеги планируют сделать предложение о работе в Москве и Московской области максимум десяти прошедшим отбор кандидатам. Учителями в этих регионах могут стать только участники, соответствующие сразу двум критериям:

  1. Невозможность переезда по семейным обстоятельствам (наличие маленьких детей);
  2. Исключительные результаты, продемонстрированные во время прохождения отбора на программу.

Участники, оставшиеся в Москве, будут получать дополнительную стипендию в 20 000 рублей. Сумма выплат со стипендией для них составит до 50 000 руб. Участники, вышедшие на работу в школы Московской области, получат к зарплате учителя 20 000 рублей и дополнительные 15 000 рублей в случае переезда в населенный пункт, где находится школа.

Зарегистрироваться можно по ссылке: http://choosetoteach.ru/registration/

Для кандидатов, желающих с 1 сентября 2017 года (и в течение 2 лет) поехать работать в школы Воронежской, Калужской и Тамбовской областей предлагается дополнительная ежемесячная стипендия от 20 000 рублей и компенсация на проживание 15 000 рублей; бесплатное обучение при участии лучших коучей, методистов, экспертов в сфере образования и гос. управления, представителей бизнес-сообщества; разработка индивидуальной программы карьерного развития; диплом от НИУ ВШЭ о переподготовке по педагогике по итогам программы.

Требования к участникам:

  • оконченное высшее образование (в том числе степень бакалавра) на 1 сентября 2017 года;
  • средний балл успеваемости не ниже 4;
  • знание по меньшей мере одного иностранного языка;
  • высокий уровень владения по крайней мере одним из школьных предметов;
  • интерес к своему предмету и способность заинтересовать других;
  • желание работать с детьми;
  • стрессоустойчивость: мы не обещаем, что будет легко, но обещаем, что будет интересно!

Заполнить анкету для участия: http://choosetoteach.ru/application/

Давайте распространим эту информацию! В программу по конкурсу берут всех желающих студентов, например, студентов местных педагогических университетов.

Ну и немного интересных исследований и публикаций! 
 

В серии «Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ опубликован информационный бюллетень «Эффективные» школы: ресурсы, контингент и управленческие стратегии директоров.

Этот бюллетень подготовлен нашей командой – М.А. Пинской, Н.С. Дербишир, Н.В. Бысик, С.Г. Косарецким. В нем выделены и охарактеризованы группы школ, в которых обучаются дети из семей с разным социальным и культурным статусом. Отмечены различия школ в финансовых и кадровых ресурсах, стратегиях привлечения и удержания контингента, в управленческих практиках директоров. Специальное внимание уделено описанию образовательной политики школ, которым удается показывать высокие результаты, обучая наиболее сложный контингент учащихся. Именно эти школы авторы считают «эффективными», их изучение будет способствовать выявлению школьных факторов, которые могут влиять на улучшение академических достижений учащихся.

Ссылка на бюллетень здесь.

Хотим обратить ваше внимание на еще один бюллетень, который подготовила к публикации наша команда (М.А. Пинская, Н.С. Дербишир, С.Г. Косарецкий). Его тема — «Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в школах с разным уровнем социального благополучия». 
В ходе анализа данные об условиях труда и профессиональном самочувствии учителей рассматривались с учетом социально-экономического статуса школ, в которых они работают. Подобный анализ проводится на национальной выборке впервые. Вы сможете познакомиться с информацией о конкурентоспособности заработной платы учителей, степени их удовлетворенности своей работой и профессиональных установках, а также с тем, как учителя оценивают изменения, произошедшие в различных сферах их профессиональной деятельности за последние два года.

Ссылка на бюллетень здесь.

Рекомендуем почитать статью декана факультета менеджмента в образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) Елены Ленской в онлайн газете «Вести образования»

Когда мы говорим о результатах нынешнего школьного образования, — пишет Елена Анатольевна, — то оперируем исключительно результатами ЕГЭ, которые, конечно же, полной (объективной) картины образовательных результатов не дают. Мы упускаем из виду, что они очень разные для «элитных» школ и для школ «для всех». И, мне кажется, в последнее время разрыв между этими типами школ растет. А это не просто «школьный разрыв». Это симптом раскола в обществе...